Поэты Серебряного века

14f8d300

Конец старого века и начало нового, противоречивая эпоха упадка и расцвета – это время, которое порождает гениев. Выдающиеся поэты Серебряного века: Осип Мандельштам, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Максимилиан Волошин, Владислав Ходасевич, Андрей Белый, Иннокентий Анненский, Игорь Северянин, Анна Ахматова, Борис Пастернак, Николай Гумилев и многие другие, при жизни зачастую непримиримо враждовали между собой на почве несовпадения мнений о перспективах развития русской философской мысли, религии и их влияния на искусство. Однако со временем все эти имена слились для нас в единый символ прекрасной и бурной эпохи. Их творчество стало обозначаться единым понятием – «поэты Серебряного века». Не каждый наш современник поймет, в чем состоит принципиальное отличие концепций философии искусства того времени, и почему они получили такое звучное общее название.

Понятие «Серебряный век» ассоциативно отсылает нас к поэзии века «Золотого» — первой трети ХІХ столетия, когда творил Александр Пушкин и его однокашники по царскосельскому лицею. Эти бунтари и выскочки (в глазах добропорядочных граждан), оказались гениями, преобразившими культурное и политическое лицо России. Наследниками этой грандиозной революции стали русские поэты Серебряного века. Но если творцы пушкинской эпохи породили новую форму русской словесности, создали благозвучный современный язык, то в конце ХІХ столетия люди искусства покусились на внутреннее содержание слова, стали экспериментировать со смыслом и звучанием, стремясь проникнуть в сокровенные тайны языка, его психологическую суть, секреты эмоционального влияния.

Напряженная борьба, ощущение упадка и надежда на возрождение, вызов устаревшим традициям, поиск новых способов художественного выражения, интерес к табуированным темам, оккультизму, религии, мистике – все это пытались отразить в своем творчестве поэты серебряного века. Новое пробуждение России, предчувствие катастрофы, страстное желание жить и ощущение безнадежности порождали невиданные доселе формы стихотворного искусства. Разрушительная масштабная война, в которой было задействовано химическое оружие, поставила под сомнение главную ценность — святость человеческой жизни, тем самым подорвав все моральные устои.

Европейские демократические революции, череда революционных событий внутри России отчасти спровоцировали, отчасти сами были сформированы новыми культурными и философскими течениями. Модернизм в искусстве стал отражением духовного мира людей той эпохи, а поэты серебряного века выразили в удивительных стихотворениях самоощущение человека, боящегося быть раздавленным техногенной гидрой прогресса. На свет появился дадаизм – одно из популярных течений того времени. Е.Голышев, В. Кандинский — последователи Хуго Баля, вышедшего на сцену в костюме из обрезка алюминиевой трубы и прочитавшего ритмичные и лишенные смысла наборы буквосочетаний, свято верили в то, что новое время не требует употребления старых слов – технический прогресс разрушил гармонию смысла и звучания, отныне каждый произнесенный звук будет влиять на эмоции человека и этого достаточно. Так появились стихи в стиле «да-да».

Категорическое отрицание прежних ценностей и неизбывная душевная боль заставляли новых поэтов искать утешения в мире фантазий и символов. Поэты-символисты серебряного века (О. Мандельштам, А. Блок, А. Ахматова, М. Цветаева) верили в силу слова и отрицали влияние прогресса на литературу. Своими стихами они утверждали идею о том, что только погружаясь в свой внутренний мир и находя там символы, выражающие вечные идеи Бога, Души, Любви и Смерти человек сможет возродиться к новой жизни.

Серебряный век русской поэзии нельзя считать хронологическим периодом, в котором сформировалось лишь одно новое литературное течение. Это эпоха мощного интеллектуального подъема, породившая множество концепций развития искусства: акмеизм, футуризм, имаженизм, дадаизм, новокрестьянская поэзия и др. Все они существенно повлияли на формирование нового искусства, изменив представления о месте человека в мире, о Прогрессе, о Боге и о Душе.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *