Педагогические способности

14f8d300

Педагогические способности – это совокупность определенных психологических характеристик, являющихся непременным условием для достижения преподавателем успехов в воспитании и обучении детей.

Известно, что среди черт и особенностей характера, которые являются компонентами той или иной специальной особенности или способности, одни качества играют ведущую роль, другие являются вспомогательными. Если говорить о способностях к педагогике, то основными здесь являются коммуникативные личностные свойства, и, прежде всего,  те, которые относятся к сфере восприятия, например – наблюдательность. Такие свойства способствуют адекватному пониманию психологии учащихся, его морального состояния в каждом конкретном случае, правильной оценке всего коллектива (класса) в целом и ситуации в данный момент. К коммуникативным свойствам относят понимание психологического состояния учеников и способность сопереживать им – эмпатию. Обязательным условием для наличия такой черты является любовь и уважение к детям вообще.

Педагогические способности учителя подразумевают наличие высокоразвитой выраженной потребности в социальном взаимодействии, находящей проявление в желании научить, передать знания, общаться с детьми, в стремлении рационально и полезно организовать деятельность класса, разнообразить их жизнь. Чтобы успешно реализовать эту потребность, учитель должен быть педагогически тактичен.

Однако важны и вспомогательные особенности и черты личности, которые тоже считаются частью педагогических способностей. Прежде всего, это  те или иные свойства интеллекта: критичность, остроумие, последовательность и другие. Ораторские способности также должны присутствовать – владение речью, хороший словарный запас всегда дадут учителю преимущество на уроке и при организации досуга детей. Успешной педагогическую деятельность делает артистичность – умение при необходимости фантазировать, живое воображение.

Педагогические способности являются не только залогом эффективной деятельности педагога, но и результатом его постоянной работы над собой. Эти свойства проявляются, формируются и совершенствуются среди множества других психологических свойств, действий и отношений преподавателя. Проводились специальные исследования, которые вместе с опытом доказывают, что самостоятельное целенаправленное формирование и развитие в себе педагогических особенностей вполне возможно. Например, наблюдательность – черта, которая становится более совершенной с накоплением педагогического опыта и как итог усилий педагога. Можно научиться не только подмечать черты характера учащихся, но и видеть причины их зарождения, чувствовать, как проявляется или может проявиться та или иная черта в сложившейся ситуации.

Еще проще развить способность красиво и интересно говорить, фантазию и артистичность.

Диагностика педагогических способностей считается инструментом, который обеспечивает возможность объективно выявить и охарактеризовать свойства личности. Этот процесс признан основой деятельности учителя. Педагогические способности выявляются посредством многоаспектных, многофакторных и социально-ориентированных тестов.

Таким образом, успех и достижения в нелегком деле обучения и воспитания школьников зависит от наличия у педагога высокого культурного уровня и моральных качеств, глубоких знаний и навыков. Однако даже этого обычно недостаточно. Необходимо наличие определенных специфических качеств личности эмоционально-волевой и умственной сферах. Это  педагогические способности, соответствующие серьезным требованиям, предъявляемым педагогической деятельностью.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *