Продуктивность и структура педагогической деятельности учителя — взаимосвязанные компоненты

14f8d300

Продуктивность и структура педагогической деятельности — это два феномена, которые связаны между собой очень тесно. Только от соблюдения основных правил и принципов будет зависеть успех учителя. Нужно рассмотреть основные компоненты, которые были выделены Н.Кузьминой.

Структура педагогической деятельности включает:

  1. Познавательный (гностический) компонент можно отнести к сфере знаний учителя. Причем, в данном случае не нужно суживать его до предметных данных. Немаловажными являются также: самопознание собственной деятельности и личности; возрастно-анатомических и психологических особенностей учеников и особенностей коммуникации в педагогическом процессе.
  2. Проектировочная составляющая включает тактические и стратегические представления о задачах воспитания и обучения. Важным является также знание о способах их достижения.
  3. Конструктивный компонент подразумевает то, что педагог должен уметь строить не только собственную деятельность, но также активность учеников, учитывая ближние и дальние цели и задачи обучения. Причем, не важно то, о каких «отрезках» предмета идет речь: отдельном уроке, теме, тематическом блоке, цикле занятия и так далее.
  4. Коммуникационная составляющая учителя является одной из самых основных. Поскольку даже у очень хорошего специалиста, не учитывающего ее значение, профессиональная деятельность педагога не сможет принести успеха. Она подразумевает характер коммуникаций и специфику его взаимодействий с классом и учащимися.
  5. Под организационным компонентом подразумевается характер системы умений и навыков учителя, которая помогает организовать свою деятельность, активность класса и учеников.

Структура педагогической деятельности представляет не столько систему взаимосвязанных компонентов, но она также «диктует» основные функции и задачи, которые к ней предъявляются. В соответствии с этим выделим: организационную, коммуникационную, конструктивную, проектировочную и гностическую функции. Учебный процесс должен быть направлен на равномерное обеспечение каждой из них.

Помимо классической схемы, структура педагогической деятельности может быть представлена несколько иначе, более просто, но имеющая значительное практическое значение.

В таком подходе за основу положена структура педагогической психологии, которая включает в себя психологию обучения, психологию воспитания и психологию профессиональной деятельности учителя. Такой сбалансированный учебный процесс сможет стать продуктивным.

Исходя из этого, выделим особые, взаимосвязанные между собой составляющие.

  • Образовательный компонент, который включает в себя систему передачи теоретических знаний и умений. Однако, как правило, этот процесс нацелен на механическое запоминание материала. В то же время, правильным подходом является формирование логического компонента базовых познавательных процессов (мышления и памяти). Помимо этого, основное внимание должно быть уделено развитию воображения, интеллекта и произвольного внимания.
  • Воспитательный компонент очень часто «забывается», а также то, что нужно не только передавать знания и умения, но также формировать разностороннюю личность. Педагог должен иметь в виду то, что обучение в классе — это учебно-воспитательный процесс, который должен использовать потенциал классного коллектива.
  • Блок профессиональных и личностных качеств учителя более подробно представлен в классификации Н. Кузьминой.

Но структура педагогической деятельности должна постоянно корректироваться, исходя из запросов современной психолого-педагогической науки и запросов общества.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *